Вести из ОУ Фрунзенского района

Котаева Людмила Анатольевна, логопед детского сада №94

Котаева Людмила Анатольевна, логопед детского сада №94

«Красивая речь добавляет сто очков его обладателю»

Интервью с логопедом, Педагогом с большой буквы, интереснейшим и интеллигентным человеком детского сада №94 Котаевой Людмилой Анатольевной.

– Как Вы стали логопедом?

Вот уже более 27 лет профессиональная судьба тесно связывает меня с Фрунзенским районом и с детским садом № 94. Мне очень приятно, что результаты моей работы оказались столь заметными, что я приглашена к участию в проекте «Лица образования Фрунзенского района».

Однажды и навсегда выбрав работу, связанную с дошкольным детством, я прослужила в ней вот уже пятьдесят один год. Меня всю жизнь интересовала медицина и работа мозга в первую очередь. Но для профессии врача, особенно нейрофизиолога, а именно эта область меня увлекала и увлекает до сих пор, мало желания и таланта. Нужно ещё много здоровья для того, чтобы часы проводить на ногах и сутками дежурить в больнице. Свои физические пределы я всегда оценивала трезво, поэтому не сделала выбор в пользу карьеры врача.

Альтернативой стала педагогика, потому что я всегда любила детей и осознавала значимость дошкольного периода и силу его влияния на дальнейшую судьбу ребёнка. Но когда я поступила в ЛГПИ им. А.И. Герцена, то узнала и о существовании логопедического отделения факультета дефектологии. Логопедия хоть и считается педагогической дисциплиной, но, по сути, ближе к медицине, т.к. диагностика неврологических нарушений, в том числе и речевых, не может быть достоянием специалистов педагогического профиля. Только детский невролог совместно с логопедом обязаны чётко различать малейшие нюансы нарушений речи.

Не секрет, что речь и чистота звукопроизношения в первую очередь сопровождаются очень сложными процессами в головном мозге. Восстановить такие сложные механизмы – это в буквальном смысле восстановить нейронные связи, развить определённые отделы мозга и дать ребёнку колоссальные возможности для дальнейшего обучения и развития в будущем.

– Что является в профессии логопеда наиболее важным?

Логопедия – это уникальная область науки, которая позволяет совместно с медициной начать профилактическую работу в области своевременного развития речи буквально с первых месяцев жизни ребёнка и, что самое главное, вовремя проинформировать родителей о малейших проявлениях этих проблем у детей.

Всем известно, что хорошо развитая речь со всеми компонентами языка (лексико-грамматическими и фонетико-фонематическими) – это залог успешного обучения ребёнка в школе и получения интересной, достойной профессии в будущем.

Огромную роль в профессии логопеда играет особое чутьё, а также навык в постановке и очень последовательной автоматизации звуков. Но это не самый комфортный процесс для ребёнка. Поэтому помимо чисто технического мастерства, логопед должен с высоким чувством ответственности относиться к работе; любить детей, проявлять к ним терпение и умение вовлекать в совместную работу.

Несмотря на то, что возраст моих подопечных редко выходит за пределы 8 лет, я вижу, сколь они умны и мудры, как настойчиво стремятся к результату. Я уверена, что хороший логопед должен уметь создавать рабочий альянс и с ребёнком, и с его родителями. Успех коррекции звукопроизношения, особенно в сложных случаях, – это всегда командная работа.

– Что вдохновляет Вас в этой профессии?

Безусловно, результат! Поверьте, порой задача добиться красивой, выразительной, грамотной и чисто произносимой речи равносильна покорению Эвереста.

Ещё мне очень приятно осознавать, что в основе яркого будущего многих моих воспитанников лежала и моя работа. Дефекты дикции не изюминка, а беда человека. Подчас испорченное впечатление от проблемной речи не вытянет никакой дорогой костюм. Но этот закон работает и в обратную сторону. Чёткая красивая речь добавляет сто очков его обладателю.

– Людмила Анатольевна, какие книги произвели на Вас особое впечатление?

Конечно, это произведение Натальи Бехтеревой «Магия мозга и лабиринты жизни». Трудно найти более доступную для понимания, но при этом научно обоснованную информацию о работе нашего самого главного органа.

А ещё недавно я прочитала удивительную книгу Виктора Франкла «Сказать жизни "Да!"». Автор – немецкий психиатр, психолог и невролог, побывав в застенках немецкого концлагеря, описал свой страшный опыт в небольшом произведении. Но эта книга оказалась гораздо шире любого вопроса о войне и мире. Она – о человеке и вечном его стремлении к смыслу, причём даже там, где этого смысла, казалось, уже и быть не могло.

– Какое место в Санкт-Петербурге для Вас обладает особым значением?

Район улицы Декабристов, Театральной площади и Никольского собора. Там прошло всё моё трудное и одновременно счастливое детство. Там навсегда осталась незабываемая память о тех людях и событиях, которые сделали меня петербуржцем и человеком.

Подготовила Ирина Горская, ГБДОУ №94