Дворсон Александр Наумович, учитель физики школы № 292
Дворсон Александр Наумович, учитель физики высшей
квалификационной категории, работает в школе № 292 Фрунзенского района с 1995
года. Его общий трудовой стаж – 52 года. При этом более тридцати лет он отдал
делу образования и воспитания подрастающего поколения.
Александр Наумович закончил ЛГПИ имени Герцена в 1963 году по специальности « Учитель физики, электротехники и машиноведения».
Свой педагогический путь он начал в школе-интернате на проспекте Елизарова, еще учась в институте, по окончании которого был командирован Министерством просвещения в республику Гана Западной Африки преподавать физику! Два с половиной года он провел на другом континенте, обучая на английском языке местных детей физике и математике.
Вернувшись на Родину, несколько лет преподавал в Ленинградском сельскохозяйственном институте, затем добросовестно отслужил в рядах советской армии и продолжил свою научную деятельность в НИИ «Электрон», где много лет проработал ведущим инженером. Но в 1993 году жизнь вернула Александра Наумовича на педагогическую стезю, окольными путями привела в нашу школу, и вот уже 22 года мы счастливы работать с ним вместе!
За это время Александр Наумович выпустил 8 воспитательских классов и неизменно оставался любимым классным руководителем!
Он активно поддерживал со своими воспитанниками все школьные традиции: фестивали, литературные гостиные, турслеты; всегда работал в содружестве с учителями словесности, истории, математики; был и остается душой компании и очень уважаемым и любимым коллегами человеком!
Много лет подряд он вдохновенно играл в школьных новогодних спектаклях, и все малыши, увидевшие Александра Наумовича в сказке, считали его единственно «настоящим» Дедушкой Морозом. Ни один капустник и творческий вечер не обходится без его участия.
Александр Наумович - победитель конкурса лучших учителей в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» (2007 год), победитель Всероссийского конкурса учителей физики и математики фонда Дмитрия Зимина «Династия».
В 2011 и 2012 годах тезисы его докладов «Изучение курса физики в средней школе на современном этапе» и «Нужны ли России инженеры? Нужна ли физика будущим инженерам?» опубликованы в сборниках трудов конференции «Оптика и образование» Международного оптического конгресса «Оптика ХХI век».
Он поддерживает проектно-исследовательскую деятельность школьников: за многолетнюю работу в составе жюри Балтийского инженерно-технического конкурса Дворсон А.Н. отмечен благодарственными письмами Оргкомитета.
Александр Наумович учит ребят физике также и по своим учебникам. Ведь он автор двух замечательных пособий: «Термодинамика и молекулярная физика» и «Учимся решать задачи. Механика».
На протяжении многих лет ученики Александра Наумовича являются победителями и призёрами районного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике. В 2016 году среди одиннадцатиклассников школ района, выбравших экзамен по физике в качестве государственной итоговой аттестации, ученики Александра Наумовича получили самый высокий средний балл по району.
Лучше всего о том, каким учителем является Александр Наумович, скажут его ученики:
«Александр Наумович - легенда нашей школы. Еще с младших классов я был наслышан о суровом, но справедливом преподавателе физики и точно знал, что когда-нибудь и я буду у него учиться. Может быть, это знание и стало одним из толчков, которые привели меня к решению выбрать физику в качестве выпускного экзамена в 9-ом классе. Таким образом, Александр Наумович заставил меня учить физику, еще не будучи знакомым со мной лично. Высокий балл, на который он оценил мои познания на тогда еще устном экзамене, добавил уверенности в себе, и в 10-ый класс я вошел с твердым намерением продолжать работать над постижением этого предмета.
Александр Наумович действительно умел хорошо подать материал. Новые темы всегда сопровождались исторической справкой, что, на мой взгляд, очень важно для формирования общей картины мира. Его занятия были не просто уроками физики, но и в некотором роде уроками жизни. Особенно когда он позволял себе на три минуты отвлечься и рассказать нам какую-нибудь поучительную историю про его работу в Африке. И по сей день знания, заложенные в моей голове Александром Наумовичем, помогают мне в самых различных ситуациях, за что я ему безмерно благодарен. Он очень много требовал от своих учеников, но и очень много им отдавал.
Все это способствовало последовательному освоению предмета, и я смог сдать выпускной экзамен на достаточно высокий балл, чтобы поступить в Санкт-Петербургский национальный исследовательский академический университет Российской академии наук и продолжить заниматься этой наукой уже там.
В заключение хочется процитировать первый закон фотоэффекта: «Сила фототока насыщения прямо пропорциональна интенсивности светового излучения». Я вспомнил этот закон не случайно. Александр Наумович уже много лет несет ученикам свет знаний. И их успехи, как и фототок, прямо пропорциональны интенсивности работы источника света. Интенсивность работы Александра Наумовича является феноменально высокой, что и подтверждают ежегодные достижения учеников нашей школы в области физики» Перков Сергей, выпуск 2014 года.
Члены нашего школьного пресс-центра взяли небольшое интервью у своего педагога:
- Всегда ли Вы мечтали стать учителем?
- Конечно, нет! Мечты росли вместе со мной: сначала я хотел быть дворником, потом пожарным, а позже – летчиком! Но жизнь распорядилась иначе: я пошел осваивать профессию учителя, затем много лет работал инженером и снова вернулся к преподаванию. Вот такая у меня богатая биография. Но мне нравится учить детей в нашей школе, иначе точно не стал бы здесь работать, потому что я довольно капризный человек (улыбается).
- Что самое интересное в работе учителя?
- Наверное, это зависит от предмета. Мне вот, например, интересно смотреть, как люди сначала барахтаются в море физики, для них поначалу в нем темно и страшно, а потом выплывают. Все можно преодолеть, стоит только захотеть.
- Кто Ваш любимый литературный герой? На кого Вы хотели бы быть похожим?
- Когда мне было лет 10-15, мне нравился один герой, мужественный, стойкий человек, - Овод, герой романа Этель Лилиан Войнич. В моем поколении эту книгу читали все. Вот этот герой был «крутым», как бы сейчас сказали. Но с возрастом я понял, что не надо быть ни на кого похожим. Каждый поистине уникален. Надо просто быть порядочным человеком.
- Расскажите о любимой книге и о любимом писателе.
- Сложный вопрос… Скажу так: сейчас у нас в почете рейтинги и статистика, поэтому я назову вам книгу, которую прочитал очень много раз! Это "Двенадцать стульев" И.Ильфа и Е.Петрова. Очень она мне нравилась. Когда был моложе, мог её практически дословно пересказать, много цитировал, что сейчас уже вряд ли получится. Чем старше становишься, тем тяжелее из памяти «доставать». Вот ее и можно назвать любимой.
- Какую книгу Вы посоветуете прочитать всем-всем-всем?
- Никакую. Потому что, скорее всего, то, от чего я буду в восторге, ты можешь тут же захлопнуть, тебе будет скучно и неинтересно. Конечно, есть такой неофициальный список отечественных книг, которые грамотный и культурный человек, живущий в России, должен прочитать точно, ведь наша культура всё-таки русская. Хотя и о том, что мы не единственные в мире, тоже забывать нельзя.
Смешно смотреть на человека, который не читал произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского. Мне странно, если люди не читали Марка Твена, Джека Лондона, Жюля Верна, не знают, кто такие Эмиль Золя и Александр Дюма.
Не каждому дано тонко разбираться в музыке, но знать, кто такие П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский, Л.В.Бетховен нужно. Не обязательно быть знатоком живописи, но отличать И.И.Шишкина от И.К. Айвазовского культурному человеку тоже следует.
- Расскажите о любимом месте в Петербурге?
- Я вообще очень люблю наш город. Всё-таки большую часть жизни я прожил здесь. А любимым местом я назвал бы, наверное, всё-таки набережные, набережные Невы. Сейчас по ночам тяжеловато стало гулять, но были времена, когда я это очень любил. Это уникально: белые ночи, небо, Нева! Такой красоты нигде нет, это точно.