Маканина Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы
В школе №318 с углублённым изучением итальянского языка работает прекрасный человек и замечательный педагог – Светлана Ивановна Маканина.
По собственному признанию, дорога в школу не была для нее прямой и целенаправленной. В детстве грезила о профессии актрисы, на худой конец – педиатра. О том, что вернется в школу в качестве учителя, не думала никогда.
В школу пришла в 1985 году, как казалось, временно, по семейным обстоятельствам, ну а вот школа с тех пор вошла в ее жизнь навсегда. Возможно, это то, что называется Судьбой, от которой не уйдешь. Школа стала ее жизнью. Здесь она проводит большую часть своего дня, здесь почти все ее интересы, здесь ее друзья, со школой связано большинство ее мыслей и заветных мечтаний.
Специальность филолога-русиста позволила Светлане Ивановне, во-первых, соединить детскую мечту о театре (который, как известно, держится на живом, ярком, образном слове) с главным делом жизни. А во-вторых, филологические знания сделали ее посредником между культурой и людьми.
Светлана Ивановна – это педагог, у которого всегда можно попросить помощи, прийти за советом. На каждом уроке ребята учатся ценить СЛОВО, с помощью СЛОВА слышать, видеть, чувствовать. Иногда просто удивляешься, как человек может настолько профессионально использовать различные методические приёмы и формы уроков, инновационные технологии, диалогические формы обучения с элементами петербургской мастерской, современные игровые технологии. А потом найти время и заняться методической работой, быть экспертом и проверять экзаменационные работы, наставлять молодых учителей русского языка, участвовать в конференциях, выступать с мастер-классами! Большой успех Светлана Ивановна приобрела в работе с проектами, ребята в активной форме занимаются исследовательской деятельность!
Что пишут о Светлане Ивановне ее ученики?
«О таких педагогах с большой буквы, как наша Светлана Ивановна, должны знать все, и, безусловно, брать с них пример, ведь школа — это то, что формирует человека на первых порах его становления. А когда с вашим ребёнком такой учитель, как Светлана Ивановна Маканина, вы можете быть уверены, что он обязательно выйдет из школы во взрослую жизнь с задатками настоящего человека» - пишет Никита Бичурин, выпускник 318-ой школы.
«Об уроках русского языка и литературы я думаю с приятным чувством ностальгии. Это были те самые сорок пять минут, после которых ты уходил с почти что осязаемым ощущением чего-то приобретённого, освоенного, осознанного. Мы охотно выходили за рамки общеобязательного и выполняли неординарную работу, бросавшую вызов нашим извилинам и творческим способностям: литературные кафе, театральные постановки, "мастерские", ролевые игры, дебаты. Светлана Ивановна Маканина смогла разглядеть в нас творческую жилку и помогла нашим талантам со временем развиться» - вспоминает Алина Гулюки, выпускница 318-ой школы.
Светлана Ивановна отличается высоким профессионализмом в организации уроков русского языка и литературы. Является руководителем школьного пресс-центра «Альма Матер», который вот уже более 15 лет радует нас газетами, необыкновенно творческими, познавательными, яркими. Именно работа по созданию газет даёт возможность ребятам и учителям развить свои творческие способности, почувствовать себя частью коллектива. За ежегодное участие в районном Фестивале школьных изданий и городском фестивале-конкурсе «Чтобы услышали голос поколения» издательский центр под руководством Светланы Ивановны неоднократно был награждён Дипломами победителя.
Светлана Ивановна награждена нагрудными знаками «Загуманизациюшколы Санкт‑Петербурга» и «Почётный работник общего образования Российской Федерации». В 2009 году и в 2020 году Светлана Ивановна стала победителем конкурсного отбора на соискание Премии Правительства Санкт-Петербурга лучшим учителям общеобразовательных учреждений.
А теперь Светлана Ивановна немного расскажет о себе:
Я родом из СССР. Родилась и окончила школу во Владикавказе, высшее образование получила на филологическом факультете в Ленинградском государственном университете (здесь же на историческом факультете познакомилась со своим будущим мужем). Двух дочерей родила в Вильнюсе, где начала свой долгий (почти сорокалетний) путь школьного учителя. Переехав с семьёй из Литвы в Санкт-Петербург в конце 90-х прошлого века, сразу начала работать в школе 310-й Фрунзенского района, а в 2005 году — в 318-ой, единственной итальянской, где преподаю русскую словесность и по сей день.
О фильмах
В области кинематографа я истинный патриот: люблю и пересматриваю по сто раз фильмы Никиты Михалкова и Андрона Кончаловского, Владимира Меньшова и Эльдара Рязанова, Владимира Соловьёва и Павла Лунгина. Люблю интеллектуальное (авторское) кино Андрея Тарковского и Киры Муратовой, Сергея Параджанова и Отара Иоселиани.
О театре
Я люблю театр. Обожаю петербургские театры. Люблю классические наши прославленные театры: старую Мариинку и Александринку, МДТ и театр Ленсовета. В последнее время увлечена репертуаром обновлённого БДТ (спектакли «Гроза», «Джульетта», «Война и мир Толстого», «Три сестры», «Игрок», «Три толстяка» и другие). Но особую любовь испытываю всё же к небольшим, камерным, уникальным театрам Петербурга с их неповторимой атмосферой. В «Театре Дождей», учебном театре «На Моховой», в «Субботе», «Особняке», «Русской Антрепризе им. Андрея Миронова» и других предварительно смотрю спектакли сама, с дочерями, с семьёй, а потом, как правило, веду своих учеников. Радуюсь, когда они удивляются увиденному, активно обсуждают актёрскую игру, спорят со мной и режиссёрской идеей.
Место в Петербурге, которое надо обязательно посетить
Моё любимое место в Петербурге, куда я обязательно привожу своих гостей из других городов, — это площадь Искусств. Здесь на небольшом пространстве сконцентрирован мой любимый Петербург: от Аникушинского Пушкина сквозь уютный скверик лучами расходятся дорожки к Михайловскому дворцу (моему любимому Русскому музею), к Михайловскому театру оперы и балета, к Большому залу филармонии и к «Подвалу бродячей собаки» (арт-кафе), к корпусу Бенуа и так далее…
Светлана Ивановна – Учитель с большой буквы, необыкновенно талантливый, сильный и интересный человек, который ведёт за собой своих учеников по пути поиска и открытий, грёз и сомнений, чтобы потом каждый из них прошёл свой правильный путь.