Хлистунова Наталья Владимировна, учитель гимназии № 295
– Расскажите, пожалуйста, о себе и о своей профессии?
- В гимназию № 295 я пришла сразу после окончания института. Меня увлекла моя работа, я росла профессионально под руководством своих наставников - людей высочайшей квалификации. За время работы становилась неоднократно победителем всероссийских и международных конкурсов, в том числе и конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках Приоритетного Национального Проекта «Образование», награждена медалью «За вклад в развитие образования», нагрудным знаком «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга», в 2014 году мне было присвоено почетное звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации» . За годы работы в Гимназии старалась увлечь своих учеников новыми идеями, вовлечь в работу над новыми интересными проектами. Думается, что это мне удалось: мои выпускники часто приходят ко мне, рассказывают о своих успехах, а 5 моих девочек работают сейчас в нашей гимназии учителями. Это мое очень важное достижение! Для педагога важно иметь последователей, продолжателей его педагогической деятельности…
– Чем Вас привлекает Ваша профессия?
- На этот вопрос я отвечу одной фразой «Учить мыслить, воспитывать чувство прекрасного…». «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью», – утверждал И.Кант. Именно благодаря моей работе вокруг меня всегда много людей, которым нужна я и которые нужны мне. Рядом коллеги – единомышленники, у наc творческий коллектив. Я бесконечно люблю свой 8 класс, своих коллег и верю, что у моей профессии большое будущее. Часто вспоминаю слова Я.А. Коменского: «Наша профессия самая лучшая, как никакая другая под солнцем». Учитель всегда на пике времени, потому что воспитывает будущее. А будущее должно состоять не только из современных, созданных человеком необходимых вещей, но еще и опираться на проверенный опыт поколений. Учитель, пользуясь новым, не забывает о старом, соединяя их воедино. Учитель всегда креативен, ибо только творческая личность способна не просто увлечь, но и повести за собой. Учитель должен многое уметь, должен быть первым
– Что является самым сложным в Вашей работе?
- Самым сложным в профессии учителя является необходимость правильно находить решение из сложившихся ситуаций.
– Довольны ли Вы, что выбрали когда-то эту профессию?
- Понимая все сложности профессии, я все-таки довольна своим выбором и не представляю себя на другом месте. В школе никогда не случается «остановки в развитии»: все время приходится осваивать, узнавать что-то новое. Мне нравится учить детей и совершенствовать свои знания. Самое большое мое желание – видеть своих учеников успешными, образованными людьми. Я думаю, именно в нашей профессии человек может всесторонне реализоваться: как педагог, наставник, друг, помощник. Выбрав профессию учителя, я ни разу не пожалела об этом.
– Кому бы Вы могли порекомендовать стать учителем?
- Я думаю, профессию учителя должны выбирать, в первую очередь, те, кому посчастливилось встретить талантливых, интересных педагогов, способных увлечь за собой. Нельзя сбрасывать со счетов и педагогические традиции в семье, и любовь к детям. В современном мире профессия учителя занимает не такое место, как раньше. И учителем может работать тот, кто влюблен в свою профессию, обладает огромной душой и терпением. Для того чтобы работать в современной школе и быть современным учителем, нужно вести себя так, чтобы ученик искренне уважал вас.
– Нужны ли какие-то особые качества человеку, который решил стать педагогом?
- Обязательное качество учителя — гуманизм, который должен проявляться в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения слагаются из интереса к личности учащегося, из сочувствия ученику, помощи ему, уважения его мнения, из высокой требовательности к его учебной деятельности и озабоченности развитием его личности. Кроме того, учитель должен быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Профессионально необходимыми качествами учители являются выдержка и самообладание. Душевная чуткость в характере учителя - своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние учащихся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Неотъемлемое профессиональное качество учителя - справедливость. Кроме того, учитель обязан быть требовательным. Нейтрализовать сильное напряжение помогает чувство юмора. Недаром говорят: веселый педагог обучает лучше угрюмого.
– Кто Вам помог выбрать эту профессию?
- Я благодарна своему учителю истории Александру Абрамовичу, который дал нам, своим ученикам, самый первый и самый важный жизненный урок - урок доброты, порядочности и честности. Но главное, что мы получили, – это желание учиться дальше и стремление постигать все новое и неизведанное.
– Что вы считаете самым главным в профессии учитель?
На мой взгляд, самое главное в профессии учителя – не ограничиваться только уроком и учебной программой. Учитель, прежде всего, человек, который передает мысль, будит эту мысль в сознании детей, помогает найти себя. «Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую», - сказал русский историк В.О.Ключевский.
- Какую книгу посоветуете почитать?
- Я хочу рассказать об одной книге, которая стала моим помощником в педагогической деятельности. Однажды в букинистическом магазине я увидела книгу Марии Монтессори 1913 года «Дом ребенка». Должна признаться, что книгу о методах научной педагогики школы М. Монтессори я искала давно, но в продаже я этих книг не встречала. Чем больше я читала книгу, тем больше удивлялась, ведь Мария Монтессори жила в прошлом веке, однако её умения, знания были так удивительно современны. Очень рекомендую прочитать эту книгу.
-Какое место в Санкт-Петербурге Вы посоветовали бы посетить?
- Я бы посоветовала посетить Дом книги, где можно познакомиться с современными книжными новинками. Это очень интересное, очень «питерское» место. Раньше здесь располагалась компания «Зи́нгер». Здание находится по адресу Невский проспект, дом 28, и является памятником архитектуры федерального значения, находится в государственной собственности.