Вести из ОУ Фрунзенского района

Волков Константин Константинович (1908 - 1992 г.)

Волков Константин Константинович (1908 - 1992 г.)

Дорога жизни

«Жизнь прожить – не поле перейти», - гласит русская пословица, напоминая нам о тернистости жизненного пути. Наверное, возникла она задолго до появления огненных полей, которые пришлось переходить людям, волею судьбы соприкоснувшимся с войной – испытанием, которое надо было выдержать, сохраняя жизнь близких и родных людей, сохраняя нашу Родину. А если это не просто поле …. А озеро.. Ладожское озеро…И переправа через него зимой могла оказаться последней… И дорога эта становится Дорогой Жизни. 
Дорога Жизни… Во время блокады Ленинграда мой прадедушка, Волков Константин Константинович, работал на этой дороге. Я не знал прадедушку лично (он умер в 1992 году), мне о многом бы рассказал он сам. А сейчас я люблю холодными зимними вечерами вспоминать о нем, слушая рассказы моего дедушки и раскладывая в целую «дорогу» боевые награды моего прадедушки. 
Родился мой прадед в Санкт-Петербурге в 1908 году. Получил военное образование и посвятил себя военной службе. В начале 1930-ых годов участвовал в военных действиях в Средней Азии. В 1940г. участвовал в Финской войне. Во времена Великой Отечественной войны находился в Ленинграде, работал водителем грузовика на Дороге Жизни. Войну закончил в звании майора Советской Армии. Награждён орденами и медалями, среди которых орден Красной Звезды, медаль за боевые заслуги. В 1953г. был направлен на службу в Германию, где прослужил до 1954г. По возвращении был уволен в запас. 
Был женат на Волковой Марии Семеновне. У них было шестеро детей, двое из которых погибли во время блокады Ленинграда. 
В апреле 1992г. скончался от болезни — таковы сухие цифры и факты , а за ними целая жизнь. 

Мой прадедушка Костя был водителем грузовика, он возил продовольствие. Очень часто случалось, что колонна груженных до отказа грузовиков преодолевала маршрут, а следующая за ними машина проваливалась под лед. Причем моментально, не оставляя никаких шансов на спасение находящимся внутри людям. После нескольких таких случаев переправа получила своё второе (более жуткое) название – «Дорога смерти». 
Не забывали о Дороге жизни и немцы, регулярно совершая налеты авиации и артиллерийские удары по озеру. Многие шофёры полуторок при движении в ночное время ехали, не включая фары, чтобы хоть как-то обезопаситься от ударов авиации, можно сказать, что ехали они практически вслепую. 12 часов за рулём, в жутком холоде, совершая за день по 5-7 рейсов через всё Ладожское озеро. Не закрывали двери, чтобы в случае ухода под лед, можно было спастись… Но никто не жаловался, так как все понимали, насколько важен их труд для блокадников и солдат, оборонявших Ленинград. 
Ледовая переправа в зиму 1942-1943 года представляла ещё большую опасность, чем годом ранее. В результате мягкой зимы с частыми оттепелями, лед часто взламывался, и это приводило к ещё большему числу провалов, но «Дорога жизни» продолжала действовать вплоть до 24 апреля 1943 года, то есть даже после прорыва блокады Ленинграда. 
По льду Ладожского озера было эвакуировано более 640 тысяч человек, доставлено в город 575 тысяч различных грузов и переправлено на Ленинградский фронт около 300 тысяч солдат и офицеров. Дорога жизни спасла многих ленинградцев от голодной смерти и повлияла на общий исход Ленинградской битвы. 
Я горжусь подвигом моего прадедушки, подвиг этот бессмертен. Выстоял, выдержал. Жизнь – это то, что получает человек и распоряжается ею, не растрачивая понапрасну, а идет к намеченной цели, не отчаиваясь, а преодолевая испытания. Судьба – это то, как мы жизнью распоряжаемся… Когда я сталкиваюсь с ситуацией, что мне сложно принять решение, я всегда вспоминаю тех, кому я обязан жизнью. Это помогает не сдаться, не спасовать перед трудностями, а идти к намеченной цели, оставаясь человеком.

Тимофей Г., ученик 7 "Б" класса школы № 316